Глава 5

«Канон для будущих властелинов»

(Упражнения 1-й ступени)

Экзотический экскурс в прошлое — глава, страницы которой овеяны запахом тысячелетий. В ней содер­жится мощный пакет самооздоровительных упраж­нений, разработанных древневосточными врачевате-лями. Применять их на практике можно лишь со­блюдая величайшую осторожность, иначе грозный клинок, разящий болезнь, может обратиться против ученика. Приводится с целью расширить кругозор обучающихся и указать, что за пространством, ими освоенным, открываются новые горизонты.

Внимание! С упражнениями из «Канона» можно работать только по собственному желанию и только в том случае, если у вас наблюдаются выраженные изменения состояния здоровья. Ни в коем случае не обращайтесь к «Канону» из любопытства!

В зависимости от диагноза (если вы его точно зна­ете) или от ваших жалоб (если они у вас есть) можно выбрать 2-3 специальных упражнения и не более 2-3 из основных упражнений (чтобы усилить дейст­вие всех других). Выполнять их настоятельно реко­мендуется не ранее тридцатого дня занятий.

Немного истории

Это очень древняя книга, предназначавшаяся в свое время только для избранных. В ней собраны упраж­нения и тренировки, направленные на совершенство­вание и развитие духовных и физических качеств человека. Она написана на старотюркском, фарси и на арабских языках. Ее развернутое название звучит

приблизительно так: «Канон таинственных наук для будущих властелинов».

Многочисленные пометки на полях свидетельству­ют, что книгу читали, дополняли и совершенствова­ли в течение веков. Первые дополнения датируются 986 годом. Впервые «Канон» переведен на современ­ный узбекский язык в 1986 году.

Канон состоит из 10 самостоятельных ступеней (са­нов). Первый сан содержит 111 упражнений, из кото­рых отобраны наиболее действенные, достаточные для восстановления здоровья при очень многих недугах.

Прежде чем начать изучение комплекса упражне­ний, познакомимся с тем, как представляет «Канон» человеческое тело. Все оно разбито на части, называ­емые «дома лепестков» (рис. 18, а).

Рис. 18. Дома лепестков: з — расположение домов (вид сверху);

б— расположение домов по уровням (вид спереди);

в — расположение домов по уровням (вид сзади)

Дома лепестков

Названия домов (см. рис. 18, а)

1. Дом дочерей.

2. Дом матери.

3. Дом сыновей.

4. Дом разума и дьявола.

5. Дом отца.

6. Дом души и ангела.

Названия уровней (рис. 18, б, в)

1. Правители (царство).

2. Советники.

3. Дороги жизни.

4. Покровители.

5. Буйный город.

6. Крепость (колыбельная).

7. Надежды царства (бутон дочерей).

8. Опора царства (бутон сыновей).

9. Бутончик внуков (баловни).

Первый дом лепестков - Дом дочерей

(названия по уровням — сверху вниз)

1. Дом души и ангела.

2. Первый визирь.

3. Правые ворота.

4. Лев на цепях.

5. Привратник.

6. Невеста.

7. Главная наследница.

8. Главный наследник.

9. Непоседа.

Второй дом лепестков - Дом матери

(названия по уровням — сверху вниз)

1. Зеркало (глаза матери и души).

2. Заботы матери.

3. Тревога матери.

4. Родительский дом.

5. Казна.

6. Колыбельная.

7. Любовь матери.

8. Опора матери.

9. Суетливые внуки.

Третий дом лепестков — Дом сыновей

(названия по уровням — сверху вниз)

1. Дом разума и сатаны.

2. Левый визирь.

3. Левые ворота.

4. Начало жизни.

5. Казначей.

6. Зять.

7. Блудный.

8. Второй наследник.

9. Развратник.

Четвертый дом лепестков — Дом разума и дьявола

(названия по уровням — сверху вниз)

1. Дом разума и дьявола.

2. Трон разума.

3. Черная дверь.

4. Трон сатаны.

5. Башня.

6. Черный конь.

7. Младшая принцесса.

8. Средний сын.

9. Любимец деда.

Пятый дом лепестков — Дом отца

(названия по уровням — сверху вниз)

1. Правитель.

2. Трон султана.

3. Опора отца.

4. Печать жизни.

5. Седло.

6. Подушка.

7. Принцы.

8. Верные внуки.

9. Печать судьбы.

Шестой дом лепестков — Дом души и ангела

(названия по уровням — сверху вниз)

1. Дом ангела.

2. Трон души.

3. Белая дверь.

4. Трон ангела.

5. Добрая дорога.

6. Белый конь.

7. Принцесса.

8. Младший сын.

9. Младший внук.

 

Перечень упражнений

Разминка (весь набор упражнений для позвоночника из освоенной нами учебной программы)

Упражнение 1. «Подготовка поля для посева сада молодости».

Упражнение 2. «Трон сердца».

Упражнение 3. «Качели для души и сердца».

Упражнение 4. «Бутон легких и кишечника».

Упражнение 5. «Цветок души и разума».

Упражнение 6. «Дороги царства». 

Упражнение 7. «Бутон желудка».

Упражнение 8. «Бутон почек».

Упражнение 9. «Бутон печени», или «Царство за­бот и печали ».

Упражнение 10. «Бутон двойняшек».

упражнения целенаправленных воздействий

(вам следует выбрать два из них,

в зависимости от вашего заболевания)

Упражнение 1. «Бутон колыбели».

Упражнение 2. «Лепестки цветка поджелудочной железы и селезенки».

Упражнение 3. «Дом переживаний».

Упражнение 4. «Крылья ангела над дорогой го­речи».

Упражнение 5. «Большая дорога».

Упражнение 6. «Ворота к царству».

 

Необходимые наставления

Осторожность и еще раз осторожность. Не пытайтесь выполнить все упражнения сразу. Двигайтесь посте­пенно, добавляя новые бутоны только по мере качест­венного освоения предыдущих позиций.

В первые дни достаточно делать 3-4 упражнения. Важно, чтобы занятия поднимали настроение и пос­ле них не ощущалось усталости. Ни в коем случае не принуждайте себя!

Время для тренировок — не более 1 часа 20 минут (вместе с перерывами).

При утомлении следует резко уменьшить нагруз­ку или несколько дней полностью отдохнуть.

Тренировки проводить в течение 2-3 месяцев. После полного восстановления здоровья время и пов­торы можно уменьшить.

Все упражнения следует выполнять, имея в душе ярчайший образ молодости, к которой вы неуклонно стремитесь, иначе они теряют всяческий смысл. Вот как об этом говорится в древнем «Каноне» примени­тельно к упражнению 1: «...О сын, старый и больной, йо с молодой душой. Если ты получил Божье нака­зание в виде страданий и ты хочешь стать заново таким, как мечтаешь, и не знаешь, где оставил ты молодое тело, свое здоровье и юность, переполнен­ную мечтой, если ты не боишься трудностей и лише­ний в этом дальнем пути, то оставь свою злобу и не­нависть и сомнения в людской доброте, и оседлай своего бренного коня, и забери с собой в душе то, что скажет тебе Бог, и мы пойдем с тобой в тот сад, где лежит твое тело и твои несбывшиеся мечты...

...О сын, ты думал, что собрал своего коня для дальней дороги, а дорога находится внутри тебя. Слезь с коня. Поле для цветов твоей молодости нахо­дится в твоей спине, а сад райских плодов находится в твоей груди. Если на этом месте у тебя пустыня и растут колючки ненависти, безысходности, болезни и зла, то посмотри: за троном души тебя ждет кры­латый конь вдохновения, а на троне душа давно дер­жит плуг для твоего разума. Накорми, напои своего коня вдохновения и запряги разум, да пусть умно­жит твои старания Бог, приступай к пахоте для по­сева сада молодости, и на каждом шагу ты должен знать, что будет расти на этом месте...»

Прекрасный настрой на образ молодости, и весь­ма поэтично преподнесена идея разминки (впрочем, вы и сами, наверное, догадались, что тут к чему).

Все упражнения этой главы должны начинаться с Т-ощущения, затем работа продолжается с П, за­тем — с X и заканчивается только на X.

Древний текст очень образно подчеркивает и это:

«...открывая двери молодости, запомни: двери от­крываются только душевной теплотой. Пусть согреет этот бренный путь, на котором ты сеешь семена мо­лодости, твое душевное тепло, солнце твоего разума, и сердце пусть светит и греет. Но помни, сын: без воды и зимы одно лишь солнце превратит твое тело в пустыню. Радуйся, поливая каждую песчинку твоей

пашни, которая родит тебе молодость и силу, и ос­тавь эти поля в холоде и стуже, чтобы они отдохну­ли и очистились.

Весной, когда ты чувствуешь, что уже пора сеять, отбирай и посей нужные семена, каждое на свое место, и каждый день ухаживай с любовью. И в том росточке, что проклюнулся, ты должен видеть и взращивать то взрослое дерево, которое будет, и так делать каждый день, оставляя время и для отдыха. И не забудь вести себя и веди себя так, как будто твой сад уже плодоно­сит. Помни, о сын, копая и поливая землю твоего бу­дущего сада, не предвидя плоды своего труда, без души и разума, ты поступаешь, как кабан, который, роя зем­лю, может думать, что он великий садовник.

Не забудь всегда за собой закрывать ворота своего :Сада...»

Уловив дух древнего документа и исполнившись уважения к мудрости, в нем сокрытой, приступим к работе.

Помним: для каждого нездорового органа следует выбрать одно или два упражнения (первое — основ­ное, второе — усиливающее эффект).

Первый комплекс упражнений из первого сана

Разминка (упражнения для позвоночника, проводятся по

учебному курсу)

Шея

1. Наклоны головы вперед и назад до упора.

2. Наклоны головы вбок, не поднимая плеч.

3. Повороты головы влево-вправо до упора.

4. Круговые движения головой, как бы катая ее по плечам (15 раз — по часовой стрелке, 15 раз — против)

Верхний плечевой пояс .»

5. Плечи вперед — подбородок к груди, плечи на­зад — голова назад.

6. Движения плечами вверх-вниз («черепаха»).

7. Круговые движения плечами — вперед и назад.

8. Наклоны влево-вправо, руки по швам.

Средняя часть позвоночника (грудной и поясничный отделы)

9. Ноги на ширине плеч, повороты влево (с каждым поворотом максимальный разворот назад, голова вертикальна), повороты вправо.

10. Наклоны вперед (как бы стараясь достать носом пуп).

11. Наклоны назад (как бы стараясь достать затылком поясницу).

12. Плечи вниз-назад круговыми движениями «паро­возик» (руки согнуты в локтях).

13. Руки в замок на затылке, наклоны вправо-влево, вперед-назад (по 15-20 раз).

14. Ноги на ширине плеч, кулаки на области почек, локти максимально сведены друг к другу, накло­ны назад, не разгибаясь.

15. Ноги на ширине плеч, стараемся увидеть боковую поверхность стопы с противоположной стороны — сначала вправо, затем влево.

16. Руки на коленях, наклоны вперед.

17. Сидя на полу или на стуле, ноги разведены и кор­пусом в фронтальной плоскости максимальный наклон к левой, правой ноге и к полу меж ними.

18. Руки вверх, пальцы сцеплены, потягиваемся, вста­вая на носки, тянемся вверх (вдох, опускаемся, снова вверх — выдох).

Упражнение 1

«Подготовка поля для посева сада молодости» (рис. 19).

Рис. 19. Упражнение 1. «Подготовка поля для посева сада молодости^

Направлено на омоложение всего организма. Забо­левания центральной и периферической нервной сис­темы различного генеза; психоэмоциональные нару­шения; заболевания глаз, носа, горла, органов груд­ной и брюшной полости, органов таза.

Суть тренировки — в подготовке своего организ­ма к последующим упражнениям. Оно предполагает работу в различные «сезоны» и определенные виды работ по этапам:

• лето (тепло и тепло максимальное);

• весна (покалывание, « весенний или осенний дождь »);

• зима (холод);

• пахота (пульсация);

• посев молодости (завершение работы).

Все упражнения начинаются с ощущения Т, а за­канчиваются X.

В один день делается не более 4 упражнений (уп­ражнение + еще 2-3 раза, в зависимости от нездоро-

вого органа). Начинают упражнение с области пра­вой ключицы (а), либо с носоглотки (рис. 19, а).

Собираем в области ключицы ощущение Т разме­ром с небольшой кулак, перемещаем его вниз до на­чала бедра, переходим в промежность и идем по цент­ру фронтальной поверхности тела вверх — до лица, захватывая губы, полость рта и середину нижней че­люсти с носоглоткой. Ощущение тепла перемещает­ся под поверхностью кожи. Затем переходим на ле­вую ключицу и спускаемся вниз до бедра (б). Затем возвращаемся обратно (тем же путем) к исходной точке (а). Это один цикл. С каждым из ощущений делаем три такие «ходки». Аналогичным образом, начиная с (а), обрабатываем поверхность спины (по три «ходки» с каждым из ощущений).

Это первый вариант движения ощущений. Мож­но его чуть переиначить, работая так, как изображе­но на рис. 19, в. Из исходной точки (а) идем тем же путем к конечной (б), после чего переходим в цент­ральное направление, идем вверх до конца, перехо­дя затем вновь в исходное положение (а). Таким об­разом работаем по три раза с каждым из ощущений и аналогично работаем со спиной.

Упражнение имеет еще вариант. Ощущение тепла представляется как бы цилиндром, который перека­тывается под кожей от правой ключицы к началу бед­ра, затем от промежности катится к носоглотке, пе­реходит на левую ключицу, скатывается вниз и снова переходит в промежность, двигаясь к носоглотке.

Работая со стороны спины, стараемся особенно ярко представить эти ощущения аналогично тому, как мы это делаем, работая с позвоночником.

Упражнение 2

«Трон сердца» (рис. 20).

Рис. 20. Упражнение 2. «Трон сердца»

Заболевания сердечно-сосудистой системы, тол­стого и тонкого кишечника, нервные расстройства, внутричерепное давление, легочные заболевания, бо­лезни суставов.

А. Начинаем с левой ладони, охватываем лишь ми­зинец (1), поднимаемся по внутренней поверхнос­ти дуги до подмышечной области, далее идем по дуге (2), как это показано на рис. 20, а (поднима­ясь по середине грудной клетки до яремной ямки, затем опускаясь), далее через правую подмышеч­ную область переходим на внутреннюю поверх­ность правой руки, спускаемся к правой ладони, охватывая лишь мизинец; затем возвращаемся тем же путем к исходной левой ладони (1).

В. Вновь поднимаемся вверх из мизинца левой ладо­ни по внутренней поверхности руки до подмышечной области и переходим назад, идем по дуге (3), как это показано на рис. 20, б (вид сзади), уходим в правую подмышечную область, затем спускаемся вниз по внутренней поверхности правой руки до ладони, охватывая лишь мизинец; возвращаемся тем же путем, проходя грудную клетку сзади по дуге (3), и через левую подмышечную область спускаем­ся к левой ладони, повторяем этапы А и Б еще раз, совершая таким образом всего четыре прохода. В. Далее переходим в область 4 (на внутренние облас­ти голеней и коленных суставов); собираем здесь максимальные ощущения последовательно в каж­дой ноге, удерживаем несколько секунд и повто­ряем это по 2 раза.

Все этапы упражнения лучше делать с Т + П, за­тем с П, затем — с X 4- П. Заканчиваем этапом «В» на максимальном ощущении Т, начинаем всегда с ле­вой ладони.

Упражнение 3

«Качели для души и сердца» (рис. 21).

Заболевания перикарда (сердца) и органов груд­ной полости органов дыхания (бронхиты, пневмо­нии, бронхиальная астма), воспалительные заболе­вания полости рта и носоглотки, аллергия, экзема, дерматиты, зуд различного происхождения, неврал­гия троичного нерва, неврит лицевого нерва, астени­ческие и реактивные состояния.

Рис. 21. Упражнение 3. «Качели души и сердца»

Начинаем с левой ладони, охватывая лишь два пальца — мизинец и безымянный, поднимаемся вверх по внутренней стороне левой руки до подмышечной области, затем по дуге идем к середине торса — в точ­ку 3 у основания грудины (рис. 21, а). В точке 3 ос­танавливаемся на 2-3 секунды и одновременно идем чуть вглубь, затем продолжаем двигаться в правую подмышечную область, далее спускаемся вниз по внутренней поверхности правой руки к ладони, ох­ватываем аналогично два крайних пальца, после чего возвращаемся тем же путем к исходной левой ладо­ни. Это один фронтальный проход. Постарайтесь его выполнять примерно за 10 секунд, не считая време­ни на остановки.

Далее так же уходим с левой ладони, поднимаемся вверх до подмышечной области, переходим на спину (рис. 21, б), проходим ее по дуге (но не останавлива­ясь), затем ныряем в правую подмышечную область, затем по внутренней поверхности правой руки спус­каемся к ладони, охватывая лишь безымянный палец и мизинец, после чего тем же путем возвращаемся назад — к исходной левой ладони. Это один проход сзади. Постарайтесь при этом уложиться примерно в 10 секунд.

С каждым ощущением делаем по четыре таких прохода: 1 — фронтальный, 1 — сзади и еще раз 1 — фронтальный, 1 — сзади.

Упражнение 4

«Бутон легких и кишечника» (рис. 22).

Заболевания легких и кишечника. Это упражне­ние состоит из четырех этапов.

А. Начинаем с правой стопы (рис. 22, а), поднимаемся вверх по ноге, охватывая ее полностью изнутри, затем переходим на живот и поверхностно идем до основания грудины, затем спускаемся ниже по ле­вой стороне живота, переходим аналогично на ле­вую ногу (также охватывая ее полностью) и спус­каемся к левой стопе. Затем переходим вновь на правую стопу и делаем еще один такой проход. Это основной вариант (но можно из левой стопы вернуться к грудине и спуститься к правой стопе). Начинать можно с левой стопы.

Б. Переходим на руки. От левой ладони (1) идем вверх по руке, охватывая ее изнутри, до подмышечной области, затем минуем (как показано на рис. 22, а) плечевой пояс, переходим через подмышечную область в правую руку, также охватывая ее пол­ностью, и спускаемся к правой ладони. Возвра­щаемся тем же путем к исходной левой ладони (1).

Рис. 22. Упражнение 4. «Бутон легких и кишечника»: а - вид спереди,- б- вид сзади

В. Переходим на лепестки. Начиная с правого плеча проходим их изнутри последовательно по два раза (1, 2, 3, 4, 5, б, 1, 2, 3, 4, 5, 6), затем возвращаем­ся к 5-му лепестку, увеличиваем ощущение до мак­симального и так оставляем его, заканчивая эту часть упражнения (см. рис. 22, а, б). Собираем и концентрируем ощущение в пояснич­ной области (6), доводя его до разумного максиму­ма, затем перемещаем вперед — в область мочево­го пузыря (7) — и возвращаем в исходное положе­ние (6). Таких перемещений (вперед-назад) делаем 2-3, заканчиваем в области поясницы (6). Удержи­ваем это ощущение в течение нескольких секунд.

Упражнение 5

«Цветок души и разума» (рис. 23).

Заболевания желудка — гастриты, язвенная бо­лезнь желудка и двенадцатиперстной кишки; заболе­вания толстого кишечника, сопровождающиеся нару­шением перистальтики, метеоризмом, болевым синд­ромом; заболевания органов дыхания — гортани, трахеи, легких; аллергические заболевания, дерма­титы, поражения слизистых оболочек; некоторые психические нарушения, неврозы; поражения цент­ральной нервной системы; гипертоническая болезнь; болевые синдромы различной локализации, невроло­гические и рефлекторные проявления шейного остео­хондроза.

Начинаем с любой стопы, в данном случае — с пра­вой (1). Поднимаемся вверх по ноге, охватывая ее полностью изнутри как ощущением, так и внутрен­ним взором, переходим к копчику (2), затем подни­маемся по позвоночнику, охватывая его также пол­ностью, но постепенно сужая область воздействия ощущения (как показано на рис. 23), переходим на шею, затем на волосистую часть головы, где пере­мещаем ощущение по поверхности кожи, не углуб­ляясь. Дойдя до точки «третьего глаза» (3), делаем небольшую (до 3-4 секунд) остановку, сосредоточив­шись, сконцентрировав внимание на этой зоне (3), после чего возвращаемся аналогично и тем же путем

к области копчика (2). Переходим в левую ногу, пол­ностью охватывая ее изнутри, спускаемся к левой стопе, затем пускаемся в обратный путь — к правой стопе, работая аналогично.

Это один проход. Делаем по 3-4 прохода с каждым из ощущений.

Аналогично работаем с руками (см. рис. 23). На­чинаем с запястья, охватываем руку полностью из­нутри. Через плечевой сустав на уровне плечевого пояса переходим в противоположный плечевой сус­тав, спускаемся по другой руке до запястья и обрат­ным ходом возвращаемся в исходную точку (3-4 про­хода на каждое ощущение). Внимание! Упражнение следует делать легко, без напряжения. Если в голове вдруг возникнут шумы или появится тяжесть — следует резко уменьшить нагрузку и снизить яркость ощущений.

 Рис. 23. Упражнение 5. «Цветок души и разума»

Упражнение 6

«Дороги царства» (рис. 24).

Заболевания сосудов (артерий и вен), тромбофле­биты, стимуляция работы сердца.

Начинаем с нижней трети тыльной поверхности и правой голени, поднимаемся (как показано на рис. 24) вверх, на голени отклоняясь в наружную сто­рону, на бедре — уклоняясь к анусу (4). Идем через прямую кишку к поясничной области (2), делаем здесь небольшую (до 10 секунд) остановку, одновременно усиливая ощущения до максимума, продвигая его как бы насквозь — вперед. Затем — аналогично и сим­метрично — уходим из поясничной области (2), спус­каемся вниз к нижней трети тыльной поверхности ле­вой голени, после чего в обратной последовательности повторяем весь путь и возвращаемся к исходной точ­ке (3) на правой голени. Затем вновь идем тем же путем вверх по правой ноге через прямую кишку к пояснице (2), где вновь усиливаем ощущение до мак-

Рис. 24. Упражнение 6. «Дороги царства»

симума с остановкой на 10 секунд. Затем из этого пункта (2) уходим в любую из рук — через подмы­шечную область по тыльной поверхности плеча (как показано на рис. 24), спускаемся в запястье (1), где делаем краткую (до 2-3 секунд) остановку. Потом возвращаемся тем же путем в поясничную область (2), где, как обычно, делаем остановку (до 10 секунд) с одновременным усилением ощущения до разумного максимума. Затем аналогично работаем с другой |рукой, достигая запястья, и опять возвращаемся в поясничную область (2). Задержавшись (до 10 се­кунд), и усилив ощущение, делаем еще по одному за­ходу в каждую руку (с оговоренными остановками и усилением ощущения). Заканчиваем упражнение в поясничной области (2), где, остановившись на не­сколько секунд, доводим накал ощущения до макси­мального уровня.

Таким образом работаем с каждым из ощущений. Начинать можно с любой ноги.

Упражнение 7

«Бутон желудка» (рис. 25).

Рис. 25. Упражнение 7. «Бутон желудка»

Заболевания органов желудочно-кишечного трак­та — гастриты, язвенная болезнь желудка двенадца­типерстной кишки; функциональные заболевания тонкого и толстого кишечника; психические наруше­ния, эпилепсия; гипертоническая болезнь; невралгия тройного нерва; мигрень и различные по происхожде­нию головные боли; межреберная невралгия; воспа­лительные заболевания придаточных пазух носа; ги­некологические заболевания, импотенция.

Основное упражнение (рис. 25, а — вид спереди).

Начинаем с передней поверхности правой (можно левой) стопы. Не захватывая большой палец, под­нимаемся по наружной поверхности голени, далее движемся по передней поверхности бедра к паху, сме­щаемся к центру, но немного не доходим до белой линии живота (идущей через пупок вертикали), под­нимаемся вверх — выше пупка, далее — через пра­вый (или левый) сосок по дуге — уходим к яремной ямке и движемся вверх, захватывая полость рта и носоглотку (с которой, кстати, тоже можно начинать упражнение). Затем следует спуск к левой стопе (ана­логичный и симметричный подъему). После неболь­шой остановки пускаемся в обратный путь к исход­ной позиции (к правой стопе).

Это 1-й вариант упражнения. 2-й вариант пред­усматривает прямой переход из левой стопы в пра­вую — с дальнейшим повторением всего вышеопи­санного.

С каждым ощущением работаем таким образом дважды.

При достаточно выраженных заболеваниях для усиления эффекта можно выполнить после основно­го упражнения еще одно (рис. 25, б — вид сзади).

Начинаем с левой подколенной ямки, поднимаем­ся вверх по центру тыльной поверхности бедра (затем ягодицы) — к центральной зоне спины (к так называемому «седлу»). Здесь останавливаемся, концент­рируя и усиливая яркость ощущения, затем делаем 3 интенсивных сквозных движения вперед-назад (как бы ведя «протирку»). Далее следует поверхностное движение по кругу (от «седла» вверх и обратно), по­том идет аналогичный подъему спуск по правой ноге до подколенной ямки, где делается небольшая оста­новка с «протиркой» (3 сквозных движения вперед-назад), после чего мы вновь переходим в левую под­коленную ямку и повторяем все перемещение еще раз (первый вариант) или возвращаемся к исходной точке обратным путем (второй вариант), то есть де­лаем 2 таких прохода. Начинать можно с любой под­коленной ямки. Останавливаясь в подколенных ям­ках, не забываем вести «протирку».

И последнее. После описанного упражнения дела­ем также по 2 прохода по тыльным поверхностям рук и спины, начиная и заканчивая их в нижней трети какого-нибудь из предплечий (см. рис. 25, б— вид сзади). В этих точках делаем остановки и усилива­ем ощущение до максимального уровня.

Упражнение 8

«Бутон почек» (рис. 26).

Заболевания мочеполовой сферы функциональ­ного характера, цистит, цисталгия, нефрит; заболе­вания органов грудной и брюшной полости; неврал­гические проявления остеохондроза позвоночника и суставов любой локализации, поражения перифе­рической и центральной нервной системы.

Начать лучше со спины. Такое перемещение ощу­щений имеет экзотическое название — «цепь для ди­кого льва» («диким львом» в данном случае являет­ся мочевой пузырь).

Через левую пятку ведем ощущение Т по тыльной поверхности левой ноги к копчику. Там остановка3-4 секунды и усиление ощущений до максимума (с одновременным уходом вглубь). Затем поднима­емся выше, осуществляя поверхностное движение вдоль позвоночника и в стороне от него (см. рис. 26, а), делаем остановки в области почек (с усилением ощуще­ний до максимума и одновременным уходом вглубь). Затем вновь спускаемся к копчику (остановка, уси­ление ощущений до максимума с одновременным уходом вглубь), далее — аналогично и симметрич­но подъему — спускаемся по правой ноге до стопы. Это один проход. Затем вновь переходим на левую стопу.

Рис. 26. Упражнение 8. «Бутон почек»

Таких проходов следует сделать по 3 на каждое ощущение. Начинать можно с любой стопы, закан­чивая работу в области мочевого пузыря.

Продолжая упражнение, переходим на внутрен­нюю поверхность левой или правой стопы, охваты­вая лишь большой палец; переходим на живот; далее делаем поверхностный оборот по кругу — через сос­ки и яремную ямку (см. рис. 26, б), потом спускаем­ся — аналогично и симметрично подъему — к другой стопе. Это один проход. Затем переходим к соседней стопе и все начинаем сызнова.

Таких проходов также следует сделать по 3 на каж­дое ощущение.

Упражнение 9

«Бутон печени», или «Царство забот и печали» (рис. 27).

Заболевания печени, желчного пузыря, желудоч­но-кишечного тракта, нейродермиты, псориаз, вити-лиго.

Основное упражнение.

Начинаем с внутренней поверхности правой сто­пы (захватывая лишь большой палец), поднимаемся вверх по середине передней и внутренней поверхнос­ти правой ноги, переходим на паховую область, за­тем обходим по часовой стрелке живот, не затраги­вая центральной его области (см. рис. 27, а), после чего — аналогично и симметрично подъему — спус­каемся по левой ноге к внутренней поверхности ле­вой стопы. Это один проход. Затем вновь переходим на правую стопу (1-й вариант) или возвращаемся тем же путем (2-й вариант). Таких проходов делаем по 3 с каждым ощущением.

При достаточно выраженных заболеваниях пече­ни и желчного пузыря для усиления эффекта после основного упражнения следует выполнить еще одно с весьма поэтичным названием — «Врата света к дому печали» (рис. 27,6). На спине, в области, помеченной на рисунке цифрой 1, которая также называется «Врата света к дому печали» (ибо за ней, по мнению древних мыслителей, складировались все горести, приходившиеся на долю человека), концентрируем ощущение, добиваясь его яркости. Затем совершаем сквозную «протирку», двигая ощущение вперед и назад (2 поступательно-возвратных движения), пос­ле чего из фронтальной области 2 (рис. 27, в) подни­маем ощущение в подключичную область 3 и, сделав там небольшую остановку, уходим вниз, в зону 4. Таких проходов делаем по два (2 справа, 2 слева), каждый раз останавливаясь в области 3.

Рис. 27. Упражнение 9. «Орошение бутона печени», или «Царство забот и печали»

Упражнение 10

«Бутон двойняшек» (рис. 28).

Заболевания органов желудочно-кишечного трак­та: дискинезии желчного пузыря и желчевыводя-щих протоков, холецистит (некалькулезный) и др.; нервно-психические расстройства; эпилепсия, пора­жения центральной нервной системы различного ге-неза; вестибулопатии; невралгия тройничного нерва; невралгические проявления остеохондроза позвоноч­ника и суставов различной локализации; заболева­ния легких — бронхиальная астма и др.

Рис. 28. Упражнение 10. «Бутон двойняшек»

Начинаем с наружной поверхности правой стопы, захватывая все пальцы, кроме большого, поднима­емся по наружной поверхности ноги назад к копчи-' ку (зона 4) (см. рис. 28, вид сзади), там усиливаем ? ощущение до максимума и идем вперед (как бы на-; сквозь), переходя на фронтальную поверхность в зону 1 («Дом старой девы»). Вот как образно обрисо­ван этот момент в древнем «Каноне»: «Проходи в гос-

ти и согрей душевной теплотой дом старой девы. Если она держит за пазухой камень, сделай так, чтобы она выбросила его». То есть в зоне 1 делается останов­ка, но небольшая (.с максимальным усилением ощуще­ния), затем переходим, как показано на рис. 30, на спину — в зону 3 («Дом отца», остановка), далее дви­жемся через плечо к зоне 2 («Дом трусливого обжо­ры» , остановка и усиление ощущение до максимума), затем идет вниз и назад (как бы насквозь) в область копчика (зона 4), где усиливаем ощущение до макси­мума, проходим вперед насквозь, затем переходим на наружную поверхность левой ноги и спускаемся вниз — к наружной поверхности левой стопы, не зах­ватывая только большой палец. Это один проход.

Далее вновь переходим на правую стопу и повто­ряем все сызнова. Всего можно сделать по 2 прохода с каждым из ощущений.

По мере освоения этих упражнений (через 10-15 тренировок) проходы с каждым из ощущений прово­дятся по одному разу.

Упражнения целенаправленных воздействий

Необходимое напоминание. Из нижеперечисленных упражнений вам следует выбрать одно-два в соответ­ствии с характером вашего заболевания.

Упражнение 1

Комплекс упражнений, выполняемых при гинеколо­гических заболеваниях и для повышения (нормали­зации) сексуальности у женщин и мужчин (рис. 29, 30, 31, 32). Заболевания мочеполовой сферы: нару­шение функции мочевыделения, цистит, цисталгия, импотенция, фригидность, нарушения менструаль­ного цикла; психоэмоциональные расстройства, вегетососудистые дистонические нарушения; аллерги­ческие заболевания

Рис. 29. Упражнение 1. Упражнение выполняется при снижении потенции у мужчин и сексуальности у женщин

Начинаем с тепла. Концентрируем Т в области мо­чевого пузыря (1), усиливаем его до разумного макси­мума, затем делаем 5-10 проходов вглубь назад, как [ бы насквозь (2), останавливаясь (на 2-3 секунды) в глубине, примерно в центре прогреваемого объема. I Далее концентрируем Т в области правой пятки (4), | доводя до разумного максимума, затем перемещаем : его вверх по задней поверхности голени, не доходя до , подколенной ямки. Переходим на боковую поверх-! ность правой ноги, усиливаем Т, держим его 2-3 се­кунды и переходим затем на аналогичную область • левой ноги (3), где также держим Т 2-3 секунды, ^ после чего спускаемся вниз — к левой пятке. После | задержки (2-3 секунды) уходим вверх и возвращаем-I ся тем же путем в правую пятку. Это один проход.

Таких проходов делаем 5-10 — с каждым из ощуще­ний. Начать можно с любой пятки.

Упражнение 1 а

«Бутон райской лилии» (рис. 30).

Последовательно вызываем ощущения (напомина­ем, что начинать следует обязательно с тепла) в лепест­ках, при этом помним, что эти ощущения не наруж­ные, а возникают изнутри — как по фасаду тела (ле­пестки 1, 2, 3), так и в тыльной его части (лепестки 4, 5, 6). Проходим по два раза каждый лепесток (1...6), (1...6) и переходим к следующему упражнению.

Рис. 30. Упражнение 1а. «Бутон райской лилии»

Упражнение 1 б

«Колокольчик над колыбелью» (рис. 31).

В поясничной области (а) концентрируем ощуще­ние, доводим его до разумного максимума и удержи- ваем 8-10 секунд, затем перемещаем насквозь, впе­ред — в область мочевого пузыря (б), где также удер­живаем 8-10 секунд, сохраняя на том же уровне ра­зумного максимума. Затем чуть уходим вглубь и там, внутри, примерно посередине объема, начинаем пе­ремещать это ощущение от бока к боку — по ходу тазобедренных суставов (складочек), как это показа­но на рис. 14. Делаем 15-20 движений в каждую сто­рону, после чего, не прерываясь, переходим у упраж­нению 1в.

Рис. 31. Упражнение 1 б. «Колокольчик над колыбелью»

Упражнение 1 в (рис. 32)

Справа (а) или слева (б) в области чуть выше соответ­ствующего тазобедренного сустава, в глубине объе­ма — усиливаем ощущение до разумного максиму­ма, одновременно удерживая его в течение 8-10 се­кунд, затем перемещаем его чуть ниже в область за мочевым пузырем (в), где также удерживаем 8-10 секунд. Затем перемещаем ощущение в противопо­ложную область (а или б) — аналогично удерживаем там и возвращаемся в область за мочевым пузырем (в). Это один проход, таких проходов делаем 5-6.

Все эти три упражнения целесообразнее делать сначала с ощущением Т+П, затем с Х+П, но можно выполнять их и по-другому, последовательно чере­дуя в каждом Т, П и X.

Рис. 32. Упражнение 1 в

Упражнение 2

«Лепестки цветка поджелудочной железы и селе­зенки» (рис. 33).

Заболевания органов желудочно-кишечного тракта: гастриты, язвенная болезнь желудка и двенадцати­перстной кишки, нарушения функций тонкого и тол­стого кишечника, запоры, понос; импотенция и другие заболевания мочеполовой сферы; вегетососудистые дистонические нарушения, гипертоническая бо­лезнь, поражения периферической и центральной нервной системы.

Начинаем с внутренней стороны правой стопы (2), охватывая лишь большой палец, поднимаемся до об­ласти мочевого пузыря (3) по внутренней передней поверхности ноги, далее, чуть отклоняясь вбок, ухо­дим в надпупочную область, где усиливаем ощуще­ния до разумного максимума, делая небольшую (2-3 секунды) остановку. Затем сквозной проход вглубь и обратно (2 раза), далее, не прерываясь, «вычерчи­ваем лепесток» (5) — справа (как это показано на рис. 16), поднимаясь по дуге до подключичного уров­ня и проходя через область соска. В пункте 4 — ос­тановка (2-3 секунды) с одновременным усилением ощущения, затем «вычерчиваем лепесток» слева — аналогично и симметрично правому. Вновь остановка и усиление ощущения в пункте 4, после чего идем, слегка отклоняясь вбок, вниз — к мочевому пузырю (3) и затем спускаемся к внутренней стороне левой сто­пы. Это один проход. Делаем по одному на каждое ощущение. Начинать можно с любой ноги.

Рис. 33. Упражнение 2. «Лепестки цветка поджелудочной железы и селезенки»

Упражнение 3

«Дом переживаний» (рис. 34).

Заболевания органов грудной и брюшной полости и малого таза; психоэмоциональные расстройства; эпилепсия; поражения периферической и централь­ной нервной системы; вестибулярные расстройства; заболевания наружного и внутреннего уха; неврал­гические проявления шейного остеохондроза; болез­ни эндокринной системы.

Упражнение выполняется в несколько этапов.

А. Начинаем с запястья левой руки (1), проходим руку как бы насквозь, охватывая ее изнутри, далее —

Рис. 34. Упражнение 3. «Дом переживаний»

сквозь плечо — попадаем в область 3, охватываем — всю целиком — шею, далее •— сквозь правое пле­чо — попадаем в правую руку и аналогичным обра­зом спускаемся по ней до запястья, затем возвраща­емся к исходному левому запястью тем же путем (рис. 34, вид спереди). Это один проход. Повторя­ем 3 раза (то есть делаем 3 таких прохода). Б. Переходим на ноги. Начинаем с левой стопы (2), поднимаемся вверх по ноге, охватывая ее полно­стью изнутри (6), далее — через мочевой пузырь — переходим на правую ногу, опускаемся аналогич­но до правой стопы, затем вновь переходим на ле­вую стопу (2) и повторяем этот проход еще раз, заканчивая движение в правой стопе.

В. Далее переходим на лепестки в области шеи. Прохо­дим их последовательно по кругу (1...6) два раза. Излучение (Т, П или X) идет словно бы изнутри, из глубины лепестка, стараясь охватить шею пол­ностью.

Г. Далее переходим на тыльную область шеи (7) (см. рис. 15, вид сзади). Концентрируем ощущение, затем перемещаем сквозными движениями вперед-назад (3-4 раза) и возвращаемся в область 7. За­тем опускаемся вниз до копчика (10), где делаем небольшую остановку (2-3 секунды), потом ухо­дим в область 8, где усиливаем ощущения до ра­зумного максимума с одновременной небольшой остановкой (3-4 секунды), после чего поднимаемся в область 7. Остановка (3-4 секунды) с одновремен­ным усилением ощущения до разумного максиму­ма, затем опускаемся в область 9 и снова поднима­емся в область 7. Делаем еще один такой проход и заканчиваем этот этап упражнения в области коп­чика (10).

Упражнение 4

«Крылья ангела над дорогой горечи» (рис. 35).

Заболевания тонкого кишечника.

Выполняется как «большой круг», но не только с фронтальной стороны тела, но и со стороны спины.

Начинаем с передвижения ощущения из руки в руку — через плечевой пояс. Ощущение уходит из ладони, захватывая мизинец и безымянный палец. Поднимаемся по тыльной поверхности руки, как это показано на рис. 35, делаем небольшую оста­новку в зоне 1, далее переходим на позвоночник и симметрично спускаемся к противоположной ладо­ни. Возвращаемся тем же путем. Это один проход. Таких проходов делаем 3 — с каждым ощущени­ем. Упражнение проводится как бы насквозь, глу­боко.

Рис. 35. Упражнение 4. «Крылья ангела над дорогой горечи»

Упражнение 5

«Большая дорога» (рис. 36).

Заболевания толстого кишечника.

Точно так же, как начинаем делать «большой круг», выходим из правой подвздошной области (5), движемся по часовой стрелке. Делаем примерно 10 оборотов по ходу толстого кишечника. Переходим в центр жи­вота, здесь усиливаем ощущения, идем вглубь, как бы насквозь, переходим на поясничную область, где усиливаем ощущения до разумного максимума, делая небольшую остановку на 2-3 секунды. Затем передви­гаем ощущения вверх по позвоночнику до уровня пле­чевого пояса (1), где вновь усиливаем ощущение, так­же делая небольшую остановку на 2-3 секунды.

Рис. 36. Упражнение 5. «Большая дорога»

Начинаем перемещать ощущения по дуге — с боку на бок (4) по плечам сзади — словно бы изнутри (рис. 36, вид сзади). Проделываем это 4 раза, возвращаемся в область 1, где вновь усиливаем ощущения до разум­ного максимума, делая вновь небольшую (2-3 секун­ды) остановку, затем опускаемся по позвоночнику в область 2, где также (на несколько секунд) усилива­ем ощущение. Здесь упражнение для толстого ки­шечника заканчивается.

Можно начать с области 1: туда и обратно по дуге 3 раза, заканчивая в области 1; затем спускаемся до уровня пупка, идем вперед — к правой подвздошной области, делаем вращения по «большому кругу», за­канчиваем в области пупка.

Рис. 37. Упражнение 6. «Ворота к царству»

Упражнение 6

«Ворота к царству» (рис. 37).

Заболевания гипофиза и эндокринных желез.

Все области, помеченные кружочками, — «Воро­та к царству» (1-8). Проходим их все по порядку, доводя ощущения до достаточно ярких. В областях 3 и 4 делаем небольшие остановки, держим ощущения по 3-4 секунды. На голове перемещение происходит так, как это показано на рис. 37, б, в — по 3 раза с каждым из ощущений. Начинаем с 1, делая прохо­ды назад, словно бы насквозь — 3-4 раза. Таким об­разом, все точки проходим по 1 разу (кроме 1 и 2).


Hosted by uCoz